Почему эта мелодия так часто попадает в экстремальные видео?

boroda gopro wind

23 февраля 2012 года. Американская скрипачка Линдси Стирлинг выкладывает на YouTube официальный клип на трек Crystallize. Два дня спустя пользователь riley lux загружает видео под названием DH long boarding on a windy day, в котором группа друзей наслаждается поездкой на скейтбордах под чарующие звуки скрипки Линдси. Это видео нельзя назвать выдающимся: перед нами обычная любительская съемка на GoPro, которая худо-бедно подогнана под профессиональную мелодию. Несмотря на это, каждый взмах смычка Стирлинг удивительным образом уравновешивает разворачивающийся на экране экшн. Чуть позже тем же днем еще один юзер под ником Jvr0s использует Crystallize в качестве саундтрека к своему ролику GPK Fun around town, где несколько ребят практикуются в паркуре. Видео тоже ничем не запоминается, но музыка – она почему-то привлекает наше внимание к этому непримечательному ролику.

Мое первое знакомство с Crystallize тоже состоялось благодаря экстримальному видео, посвященному полетам в вингсьюте. Намного позже я вновь услышал знакомую мелодию в GoPro-ролике пилота F-18 и сразу полез в Shazam, чтобы вспомнить ее название. Пробежавшись по списку просмотренных видео, я неожиданно понял: набирая популярность в GoPro-сегменте YouTube, Crystallize уже долгие месяцы неотступно следует за мной.

Но вот в чем вопрос: почему эта мелодия попадается мне в видео чаще, чем другие композиции? Ее можно бесплатно скачать на сайтах, посвященных экстремальным видам спорта? Она использовалась в рекламе GoPro? А может, у меня просто сложилось предвзятое мнение? Нет, наверное, Стирлинг разгадала какую-то секретную формулу. Что-то в ДНК мелодии превращает ее в идеальный саундтрек для прыжков с парашютом, экстремальных поездок, серфинга, полетов в вингсьюте или любого другого экшн-видео, так?

На момент написания этой статьи YouTube-поиск по запросу Crystallize GoPro выдает около 12 000 результатов. Для сравнения, если поискать Rihanna Diamonds GoPro (произвольно выбранная популярная песня), вы получите на 10 000 больше совпадений. Правда, если вы полистаете выдачу, то увидите, что в действительности экшн-видео с песней Рианны очень мало, а пробелы заполняются «похожими результатами поиска». Что же касается запроса Crystallize GoPro, даже на 10 странице вы все равно найдете ролики с этой мелодией в качестве саундтрека. Когда я впервые об этом узнал, то решил, что это какой-то прикол для посвященных, о котором я ничего не слышал. Некоторые ролики явно не созданы для Crystallize, но большая часть видео – и это очевидное большинство – стала только лучше благодаря скрипке Линдси.

Пора обращаться к профессионалу. Я поговорил с музыкальным супервайзером GoPro Дэвидом Келли, в чьи обязанности входит поиск лучших музыкальных композиций для собственной продукции GoPro. Если кто-то и знает, как подобрать саундтрек к экшн-видео, то это Дэвид Келли. Мне интересно, есть ли у мелодий какие-то характерные особенности, которые могут объяснить, почему Crystallize лучше подходит для таких роликов (и какая музыка в целом для этого хороша). Как оказалось, такие особенности действительно существуют. «Нам очень нравится длинное вступление, драматичные вставки и отрезки мелодии, которые мы можем обыграть при помощи видеоряда», – пояснил Келли.

Но если все дело в структуре, то кто-то уже давно создал бы формулу идеальной мелодии, не так ли? Некий музыкальный шаблон, который намного облегчил бы жизнь и Келли, и нам? Как и следовало ожидать, Келли добавил, что существует не поддающийся количественному определению элемент: эмоциональность композиции, ее сюжетная окраска. «Практически невозможно рассказать хорошую историю без использования музыки, – отметил он, – так как музыка – это незримая тень, подсказывающая, что вы чувствуете и какой эмоциональный оттенок имеет развернувшееся перед вами действо».

GoPro отличается от обычных пользователей тем, что у компании имеется огромная подборка работ более чем 500 независимых музыкантов (это около 20 000 треков). Келли должен выбрать из всего этого многообразия нужную композицию, но даже профессионалы порой полагаются на внутреннее чутье. «Я никогда не думал, что так будет, но когда ты слышишь правильную мелодию, то сразу понимаешь, что нашел то, что искал, – признался он. – Именно тогда творится магия, и видео преображается».

https://www.youtube.com/watch?v=flUE6W0PQQ8

Нечто подобное произошло с пользователем SWISSPilot101. Лоик (его настоящее имя) использовал Crystallize в качестве саундтрека к собственному ролику, в котором он летает на небольшом самолете. Он сказал мне, что не является поклонником творчества Стирлинг, однако ему показалась, что эта мелодия отлично дополнит видео. «Как оказалось, сочетание музыки с отрезками видеоряда не составило особого труда, – сказал Лоик. – Конструкция композиции не отличается сложностью, что облегчает монтаж». В полном соответствии со словами Келли, видео Лоика преобразилось, ведь у него появились четкие монтажные точки, позволившие ему рассказать свою историю.

Безусловно, Crystallize – не единственная мелодия, которую можно вставлять в любительские ролики. Существует великое множество подобных композиций, но именно трек Стирлинг привлек мое внимание. Вот вам еще один пример: Overwerk – Daybreak. Эту мелодию можно гораздо чаще встретить в видео GoPro (как минимум, в два раза чаще, если верить выдаче YouTube). Здесь тоже есть вступление, эффектный ритм, различные зарисовки и простор для монтажа. Но так и должно быть. Дело в том, что музыка не просто используется в одном из официальных видео GoPro (что принесло ей популярность среди рядовых владельцев это экшн-камеры): Daybreak специально написали по заказу компании. Когда GoPro обратилась к канадскому ди-джею Overwerk с предложением о сотрудничестве, он показал им незаконченный трек Daybreak, который, по его мнению, идеально соответствовал требованиям компании.

На данный момент мы знаем, что хорошее вступление и волнующие музыкальные зарисовки (с изрядной долей сюжетной окраски) помогают сплести видеоряд и музыку воедино. Но есть ли нечто такое, что еще плотнее все это объединяет? Что-то у нас в голове? Профессор Джойдип Бхаттачарайа преподает нейробиологию музыкального восприятия в лондонском университете Голдсмитс. Как и следовало ожидать, он сказал мне, что здесь не все так просто. «Когда музыкальное произведение воспроизводится вместе с видеорядом, требуется конгруэнтность смыслового содержания в обоих измерениях – музыкальном и визуальном, – подчеркнул он. – По моему мнению, ответ находится не только в музыке, но и в том, как видео порождает различные смысловые значения». Проблема заключается в том, что нахождение смысла – это глубоко субъективная вещь.

Бхаттачарайа пояснил, что стиль съемки и монтажа видео – динамика, угол, окружающая обстановка и так далее – влияют на сочетание видеоряда и мелодии. В случае с треком Стирлинг Бхаттачарайа подчеркнул, что «чувство уверенности» и «мечтательное» состояние – это ключевые особенности мелодии, стимулирующие любителей экстрима на использование трека Стирлинг. Я не ученый и могу только предположить, что мягкое, успокаивающее, «мечтательное» звучание скрипки Стирлинг подсознательно олицетворяет легендарное потоковое состояние (психическое состояние, в котором человек полностью вовлечен в то, чем он занимается), о котором так часто говорят люди, занимающиеся экстремальными видами спорта.

Все это наводит нас на (заведомо очевидный) вопрос: какая идея заложена в Crystallize? Лучше самой Стирлинг на этот вопрос не ответит никто. «В то время, когда я завершила работу над Crystallize и пыталась придумать название для этой мелодии, я и моя подруга как раз начали посещать медитативные/терапевтические занятия. Она рассказала мне о докторе Масару Эмото и его экспериментах с водой». Если вы не слышали об экспериментах Эмото, вот короткая справка: ученый утверждает, что при изучении замороженных кристаллов воды под микроскопом они выглядят по-разному в зависимости от эмоционального (положительного или отрицательного) окраса воспринятой информации. Проще говоря, вода изменяется нашим сознанием. «Учитывая, что мы, люди, на 70 процентов состоим из воды… Ну, идею вы уловили», – добавила Стирлинг.

Возможно, личное отношение Стирлинг к Crystallize – это и есть то сокровенное, что цепляет за душу скайдайверов и серферов. «Хочется верить, что Crystallize – очень позитивная и воодушевляющая мелодия, и когда люди слышат ее, то сами чувствуют воодушевление, а затем идут и добиваются поставленных целей». Даже сама Стирлинг обратила внимание на то, что она очень популярна в среде любителей экстрима. «Я не искала на YouTube по запросу Crystallize, однако заметила, что людям нравится использовать эту мелодию в качестве саундтрека к видео с гимнастикой, танцами и так далее, – призналась она. – Мне кажется, это замечательно!»

Безусловно, чтобы полностью окунуться в мир Crystallize, нужно посмотреть официальный клип. Ледяные глыбы и камера, будто бы парящая среди фантастических льдистых нагромождений. Во многом первые 25 секунд клипа напоминают то видео с полетам в вингсьюте, с которого я начал свое путешествие. «Я не имею ничего против того, чтобы фанаты использовали мою музыку в некоммерческих роликах и проектах, – сказала Стирлинг. – Это ведь хорошо, так как мой клип появился на YouTube три года назад, а видео с мелодией Crystallize продолжают появляться».

Если мысль об использовании композиции, которая уже засветилась в тысячах видеороликов, ужасает вас, у Дэвида Келли есть несколько советов, которые помогут вам подобрать достойный саундтрек:

  • Почувствуйте настроение, цвет и текстуру вашего видео; постарайтесь четко понять, какую историю вы хотите нам рассказать.
  • Подберите несколько мелодий и проиграйте их вместе с видео; посмотрите, что больше подходит.
  • Порой вам может пригодиться лишь часть композиции. «Мы всегда ищем вступление, которое цепляет зрителя. Как правило, в мелодии должен присутствовать четкий ритм».
  • Прослушайте мелодию и решите, как лучше смонтировать видео для соответствия характерным отрезкам трека. Ищите подсказки в самой композиции. Музыка на секунду прерывается? Отличный момент для вставки кадра с ногой на тормозе.
  • «Иногда полезно поискать мелодии, выбивающиеся за рамки ваших музыкальных предпочтений. Иногда бывает так, что видео напрашивается на музыку, которая мне не особо нравится, но когда вы объединяете мелодию и видеоряд, получается единое целое».
  • «Я всегда призываю авторов напрямую обращаться к независимым музыкантам. Скажите, что делаете короткий фильм на какую-то тему и хотите использовать их музыку. Как правило, музыкант с радостью даст вам разрешение».
  • Если же вам отказали, воспользуйтесь сервисами Bandcamp и SoundCloud. Там вы найдете массу музыкантов, которые сами активно ищут желающих использовать их музыку. Наконец, библиотеки типа extrememusic.com – это недорогой и удобный источник легального аудио-контента.